IV Московский урбанистический форум

 С 11 по 14 декабря 2014 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, Манежная пл.,д. 1) проходил IV Московский урбанистический форум «Драйверы развития мегаполиса». Московский урбанистический форум – это международная конференция в области градостроительства, урбанистики и смежных дисциплин, которая ежегодно проходит в Москве в декабре. Форум как дискуссионная площадка предназначен для ведения диалога между экспертами, инвесторами и потенциальными партнерами, заинтересованными в реализации различных объектов в области развития инфраструктуры Москвы.

 

Ключевая тема форума 2014 года – «Драйверы развития мегаполиса». «Драйверы» – катализаторы роста и развития городов – сегодня находятся в центре внимания международного урбанистического сообщества. По прогнозам, к 2050 году доля городского населения в развитых странах вырастет с 75% до 86%, в развивающихся – с 45% до 66%. Участники Московского урбанистического форума сформулировали ответы на наиболее актуальные вопросы: как обеспечить устойчивое развитие в условиях постоянного роста урбанизации, как ответить на инфраструктурные и управленческие вызовы, появляющиеся при возникновении новых мегаполисов и городских агломераций, какую роль города играют в развитии национальных экономик и другие.

 

В первый день работы форума мэры крупнейших городов мира и ведущие эксперты-урбанисты обсудили глобальные тренды в управлении ростом мегаполисов и агломераций, будущее городской инфраструктуры, а также ключевые проблемы и вызовы, возникающие перед современными городами, и их роль в развитии национальных интересов.


Открывая пленарное заседание «Мегаполис и страна: взаимодействие для развития», мэр Москвы и председатель Наблюдательного совета Московского урбанистического форума Сергей Семенович Собянин сказал: «Ежегодно мы наращиваем количество стран, которые участвуют в нашем форуме. И количество специалистов, экспертов возрастает с каждым годом. И на этом форуме у нас присутствует рекордное количество участников – 4700 человек из 20 стран. Основная тема нашего форума – это мегаполис и страна, взаимодействие для развития – является чрезвычайно актуальной для любого города в любой стране. В крупных городах обильнее всего развивается наука, образование, культура, рождаются новые стандарты жизни, которые затем распространяются на менее урбанизированные территории. Для правительств всех стран очень важно, чтобы гармонично развивалась вся территория страны, однако развитие мегаполисов может не противоречить развитию, а, наоборот, содействовать этому развитию. Вкладу мегаполисов в развитие регионов мы предлагаем посвятить первый день форума».

 

На пленарном заседании выступил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов: «Этот форум важен не только для Правительства Москвы, Федеральное правительство за работой форума следит каждый год. Итоги и материалы, которые представляются для обсуждения, для федерального правительства имеют очень важное значение. Мы с министром строительства и ЖКХ РФ Михаилом Александровичем Менем сегодня присутствуем здесь не только для того, чтобы поддержать организаторов форума, но и для того, чтобы здесь поучиться. У Сергея Семеновича и его команды сейчас огромная ответственность и сложная задача по перестройке устоявшихся институтов, которые, с одной стороны, не отвечают запросам москвичей и жителей России, с другой стороны, есть запросы профессиональных сообществ. Здесь нужно будет находить баланс. Москва за последние годы стала совершенно другим городом, больше походящим на международный центр. Москва стала реально конкурировать с другими городами мира по качеству жизни. Москва очень серьезно трансформируется. У этой трансформации есть свои сторонники и свои оппоненты, но нельзя не заметить, что и качество жизни меняется к лучшему и город приобретает совершенно другой облик. Моя Москва стала краше».

 

Во второй половине дня прошли панельные дискуссии.

Второй день форума был посвящен Москве. Москва входит в число крупнейших мегаполисов мира как по численности населения, так и по показателю валового продукта. Здесь живет каждый десятый житель России и производится свыше 20% ВВП страны. День открылся пленарным заседанием «Москва: приоритеты нового этапа развития».

Как и в первый день форума, пленарное заседание открыл мэр Москвы С.С. Собянин: «В новых экономических условиях городу необходимо принять свою стратегию, как дальше быть, как работать над реализацией тех программ, которые были приняты, как будет развиваться город в непростых экономических условиях. Я считаю, что мы должны сохранить все основные направления развития города, которые мы принимали несколько лет назад и по которым активно работали. Практически в городе нет такой сферы, в которой мы бы не видели динамику позитивного развития. Новый этап развития Москвы – это не стагнация и не закрытие этих программ, а, наоборот, переход от количественных показателей на более высокий качественный уровень функционирования основных отраслей экономики и социальной сферы Москвы на основе того потенциала, который накоплен за предыдущие годы. За последние четыре года мы сделали немало, тем не менее в будущем нам предстоит сделать не меньше, а по многим направлениям возможно и больше. Причем работать придется в жестких внешних условиях, когда возможности для развития города ограничены санкциями и общим неблагополучным трендом. Начну с реального сектора экономики. Он разительно изменился за последние годы и продолжает стремительно меняться, формируя современную специализацию Москвы. Это в первую очередь развитие высокотехнологичного производства, индустрии IT и Интернета. Достаточно сказать, что в Москве работают 140 тысяч профессиональных программистов, размещено 19 из 20 крупнейших российских IT-компаний, а по объему интернет-трафика наш город находится на четвертом месте среди всех городов мира. Чтобы реализовать этот огромный потенциал, Москва должна иметь качественную инфраструктуру для бизнеса в сфере высоких технологий. Никто не будет работать в городе, если он не будет комфортным и удобным для проживания.

В течение четырех лет мы работаем над созданием современных технопарков, в которых новые компании могут найти все необходимое для организации производства: свободные площади, чистые комнаты и сопутствующие услуги. Сегодня в новых московских технопарках уже работает более 360 профильных компаний с числом сотрудников более пяти тысяч. При этом мы не ставим перед собой задачи закрытия традиционных промышленных производств, которые существуют в Москве и являются также основой ее экономики. Мы за то, чтобы эти производства стали более технологичными, более современными и экологически чистыми. Концентрация высокотехнологичного бизнеса на этих площадках постепенно создает полноценную инновационную среду и запускает процесс воспроизводства и расширения сопутствующего бизнеса. Поэтому следующим этапом развития московской промышленности должно стать создание полноценных индустриальных парков для более крупных инновационных компаний и инжиниринговых центров отечественных и зарубежных корпораций.
Офисы, торговля, гостиницы и другая недвижимость... Бурный рост этого сегмента также выводит Москву на новый качественный уровень. В последние годы мы вводим по 8 млн кв. м недвижимости ежегодно, намного больше, чем другие мегаполисы мира, за исключением, может быть, городов Китая. Строительство постепенно трансформирует рынок. Москва уже избавилась от имиджа супердорогого города для бизнеса и туризма. В городе можно найти качественные площадки любых форматов и за разумные деньги.

Текущее снижение спроса на офисную недвижимость под влиянием негативной экономической конъюнктуры мы рассматриваем как позитивное явление. Снижение цен на офисы дополнительно оздоровит рынок недвижимости и уберет оставшуюся спекулятивную пену. На следующем этапе развития адекватные цены на недвижимость позволят привлечь в Москву больше компаний.
Благодаря пересмотру градостроительной политики, благодаря расстановке новых акцентов мы будем по-прежнему достаточно много строить, при этом не перегружая город, не переуплотняя жилые микрорайоны, не ведя точечной застройки. Только один проект Новой Москвы позволит в ближайшие двадцать лет возвести современный город с населением в полтора миллиона человек и создать там около миллиона рабочих мест. Общий объем новой недвижимости оценивается в 100 млн кв. м. И это не абстрактные планы. В Новой Москве уже идет реальная стройка. В этом году мы выйдем на объемы строительства 3,4 млн кв. м, и это при том, что мы всеми силами пока сдерживаем это строительство для того, чтобы создать необходимую инфраструктуру, разработать и принять схему территориального планирования, чтобы эта застройка не выглядела как спальные районы старой Москвы, чтобы это была комплексная застройка, которая включает в себя и жилье, и рабочие места, и социальные объекты, и транспортную инфраструктуру. В следующем году в Новой Москве будут открыты первые станции метрополитена.
В старой Москве мы остановили уплотнительную застройку исторического центра. Мы остановили инвестиционные контракты общей мощностью около 50 млрд USD. Это проекты, которые могли окончательно загубить город. Но при этом объем инвестиций не сократился, а увеличился. Мы приняли десятки градостроительных решений об освоении заброшенных промзон и других нерационально используемых территорий. Сегодня идет полномасштабное строительство, и четверть всего ввода недвижимости в Москве будет на территории старых промышленных зон. Это не только жилье. Прежде всего в промзонах строятся объекты, создающие рабочие места и добавленную стоимость.

Мы подходим к завершающей стадии строительства МКЖД. Это железная дорога, которая работала на промзоны, расположенные в срединной части Москвы. Сейчас это будет пассажирская транспортная артерия, и вокруг МКЖД существует основное количество московских промзон, которые после запуска МКЖД будут активно развиваться. Начата стройка на северной площадке бывшего завода ЗиЛ, где создается новый район площадью порядка 2 млн кв. м. Первый крупный объект нового района – огромный спортивный комплекс с ледовыми аренами, бассейнами и гостиницами – будет закончен уже в следующем году. Сейчас мы готовим предложения по реорганизации южной части завода ЗиЛ. По предварительным подсчетам, речь идет еще об 1 млн кв. м недвижимости. Рядом с ЗиЛом, в Нагатинской пойме, инвестор приступает к строительству детского парка развлечений. В Нижних Мневниках, территория которых сегодня в основном превратилась либо в промышленную зону, либо в свалку мусора, инвесторам будет предложено построить новый городской район с Парламентским центром для размещения Государственной Думы и Совета Федерации, парками и спортивными рекреационными сооружениями. Вчера мы подвели итоги крупнейшего градостроительного конкурса Москвы на лучший проект концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Из двухсот километров береговой линии лишь меньшая часть благоустроена и доступна для горожан. Основная идея этого проекта – открыть Москву-реку для людей, заменив заборы и заброшенные заводские корпуса на комфортные набережные, пляжи, зеленые зоны, недвижимость, которая будет не уродовать, а украшать Москву-реку.

Несколько слов об общественном пространстве Москвы, которое тоже претерпевает коренное изменение. Вначале речь шла лишь о том, чтобы просто привести в порядок городские парки и дворы, снять избыточную рекламу, но масштаб этих проектов оказался просто колоссальным. Чтобы действительно изменить благоустройство московских дворов, нужно сделать не один дворик, а 20 тысяч таких дворов. Чтобы снять избыточную рекламу, нужно изменить законы, ввести новое администрирование, убрать десятки тысяч незаконных рекламных конструкций, которые просто заполонили город. Каждое из этих действий – это не просто какое-то промежуточное звено, это целая революция в этих сферах.
Сегодня качественное общественное пространство города – это нечто совсем иное, чем было несколько лет тому назад. Во-первых, из отдельных проектов выросла комплексная задача создания комфортных условий для пешеходов на всей территории города. Любой путь начинается и заканчивается пешком, и поэтому где бы ни находился москвич – на центральной улице или вблизи конечной станции метро, ему должно быть комфортно идти по городу. С 2015 года мы приступим к реализации специальной программы по созданию комфортной среды для пешеходов, которая так и называется – «Моя улица». Во-вторых, новое общественное пространство должно наполняться активной жизнью. Ярмарки, фестивали, летние кафе – эти явления оживляют город. В-третьих. Создание общественного пространства постепенно приведет к трансформации зданий вдоль пешеходных улиц и маршрутов. Это уже идет. Вместо контор первые этажи домов постепенно занимают рестораны, магазины и другие предприятия сферы услуг. Таким образом, людям открываются не только сами улицы, но и прилегающие к ним здания.

Четвертое. В Москве есть знаковые общественные пространства. В ближайшие годы в список главных городских объектов вернется ВДНХ, которая станет выставочной, музейной и спортивной площадкой мирового уровня. Появится новый парк «Зарядье», который объединит в единое целое пешеходное пространство в центре Москвы.

Изменение транспортной стратегии – это, пожалуй, самый сложный и самый капиталоемкий долгосрочный проект города. Мы ушли от того хаоса, который был в 2010–2011 годах. Большинство москвичей убедилось, что мы идем по правильному пути. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения приоритет развития общественного транспорта. Большинство жителей поддерживают наведение порядка с парковкой машин. Все это значит, что возврата к прежнему хаосу и анархии на дорогах не будет.
Сегодня уже введены десятки километров линий метро и в стройке находится еще около ста километров линий метрополитена. Уложены первые километры новых железнодорожных путей на пригородных направлениях. Это для нас критически важно, потому что большая часть машин, которая появляется на дорогах Москвы, приезжает из ближайшего Подмосковья. Москва вышла на рекордные темпы строительства дорог и развязок, мостовых сооружений – около 80 километров в год. И если до сих пор город строил дороги только за счет бюджета, то в 2015 году в этот сектор впервые придут частные инвесторы, имею в виду строительство северного дублера Кутузовского проспекта, а также несколько новых проектов, среди которых переезды через железнодорожные узлы и проекты капитальных транспортно-пересадочных узлов. Кроме того, на средства инвесторов транспортных компаний будет продолжено обновление автобусного парка, пригородных электричек и метро. Завершение этих проектов позволит создать в Москве и во всем столичном регионе принципиально новую, более гибкую и надежную транспортную систему.
Развитие инфраструктуры – это тот рецепт от всех кризисов, который позволяет городу дальше инвестировать, работать и развиваться. Вопросы благоустройства – это не просто парки и хорошие газоны, это конкурентная среда за людей, в которой мы конкурируем с мировыми городами. Комфортный город, удобный город, хорошая транспортная инфраструктура является залогом стабильного развития города, стабильной экономики мегаполиса». 

 

Продолжил тему преобразования Москвы министр РФ по взаимодействию с открытым правительством Михаил Анатольевич Абызов: «В последние годы Москва предложила систему единого государственного контроля, когда эти многочисленные контрольные инспекции были унифицированы и объединены. В результате получился образ «одного окна». В 2015 году мы запускаем пилотный проект по передаче контрольно-надзорных полномочий с федерального уровня на региональный. Мы будем делать это в Москве». 

 

По словам М.А. Абызова, уже сейчас обсуждается, какие именно полномочия в следующем году получит Москва. Модернизация контрольно-надзорных функций является частью реализации поручений Президента РФ Владимира Владимировича Путина, которые он дал в своем послании Федеральному Собранию. Абызов также добавил, что на данный момент в системе «Открытого правительства» насчитывается около 800 тысяч уникальных посетителей: «Основным драйвером развития мегаполиса является человек. В Москве создана вся инфраструктура. Мы рассчитывали на прирост 15–20% пользователей в год, но уже сегодня мы имеем 800 тысяч уникальных пользователей». Одним из первых электронных ресурсов, открытых по инициативе С.С. Собянина, стал портал городских услуг. Он заработал в 2010 году. На портале в электронном виде представлено 285 услуг.

На сегодняшний день на нем зарегистрировано более 3,6 млн пользователей, ежедневно сайт посещают 200 тысяч человек. В числе самых популярных интернет-сервисов – запись ребенка в детский сад, в первый класс и летний лагерь, оплата услуг ЖКХ и запись к врачу.

 

В рамках программы дня прошли заседания на следующие темы:
– Пространственная стратегия Москвы: принципы и возможности;
– Транспортно-пересадочный узел: новая модель транспортной инфраструктуры
и новый городской объект;
– Качество среды: роль архитектуры
и архитектора;
– Новая Москва: как создать полноценную городскую среду;
– Москва-река как источник регенерации городских территорий;
– другие пленарные заседания и дискуссионные сессии.

 

Читать на http://voms.ru