Реформы Москвы: результаты и оценка столичного опыта Реформы Москвы: результаты и оценка столичного опыта

Второй день Московского урбанистического форума 2013 посвящен оценке нынешней ситуации и перспектив развития российской столицы. Правительство Москвы в последние годы успешно реализовало и запустило несколько важных проектов в транспортной, инфраструктурной и социокультурной сфере, о которых шла речь на утреннем пленарном заседании «Реформы Москвы: опыт реализации, оценка результатов и значение для развития за пределами центра». 

 

Трансформация Москвы: сбалансированное развитие периферии, комфорт жизни


Первым докладчиком пленарной сессии выступил мэр Москвы Сергей Собянин, который рассказал, как развивалась Москва в 2013 году. «Меня несколько смущает слово «периферия» – ведь это две трети территории Москвы, речь идет о жизни большинства москвичей», - признался мэр столицы. По его словам, в этом году Москва подтвердила свою привлекательность для инвесторов: общий объем  инвестиций в 2013 году достиг 35 млрд долларов, в настоящее время строится более 8 млн кв. м. недвижимости – это выше докризисного уровня. При этом, отметил Сергей Собянин, правительство отменило много девелоперских контрактов на возведение 25 млн кв. м. недвижимости, которая ухудшила бы городскую среду. «Это было непростое решение с точки зрения экономики города и общения с инвесторами, но мы сделали выбор в сторону более нужных и эргономично вписывающихся в экологию города зданий», - подчеркнул он. Приоритет в столичной застройке отдается развитию общественного пространства, парковых зон, кроме того, за последний год было построено десятки километров новых пешеходных улиц. 


Около 80% всех городских ресурсов направляется на повышение качества жизни  за пределами центра. Однако Сергей Собянин отметил, что исторический центр Москвы будет продолжать обустраиваться, в том числе и за счет частных инвестиций. Так, запущено уже около 20 проектов «Аренда за рубль», когда инвесторы реставрируют исторические здания, и получают уникальные условия по их аренде. 


Правительство Москвы запустило одну из крупнейших в мире программ по развитию общественного транспорта: в 2013 году запущено в эксплуатацию 12 км метрополитена, построено 72 км новых дорог, реконструировано 5 вылетных магистралей. Сейчас в стадии строительства находится 30 станций метро. Хордовые магистрали свяжут периферийные районы. «Строя дороги и развивая транспорт, Правительство Москвы выравнивает социальную привлекательность районов и не допускает появления анклавов», - пояснил мэр Москвы. Сергей Собянин также перечислил ряд балансирующих периферию и центр проектов в социально важных сферах: образовании и медицины (столичные амбулатории и больницы оснащаются современным оборудованием). В ближайшей перспективе Москва планирует благоустроить 147 транспортно-пересадочных узлов, будет развивать сеть крупных логистических центров, которые заменят устаревшие овощные базы. Сергей Собянин поблагодарил гостей Форума за искренний интерес к Москве, плодотворные идеи и пригласил инвесторов к сотрудничеству.


Фокус на человеке


По мнению заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец, опыт московских реформ может быть перенесен на федеральный уровень. «В столице стало жить комфортнее: обустроены дворы, появились пешеходные улицы, которые изменили облик города, платные парковки дисциплинируют водителей, дают другое ощущение пространства столицы. Две трети трудоспособного населения признают, что жить в Москве удобно. Но есть категории жителей, которые нуждаются в особом внимании, например, семьи с детьми, особенно до 3 лет, мамы с колясками. Должно быть создано новое, современное пространство дошкольных и школьных учреждений», - отметила г-жа Голодец.


Модератор панели профессор, и. о. декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан предложил обратиться к международному опыту, т.к. реформы в мегаполисах происходят сейчас повсеместно. Глава Cовета директоров института транспорта и развития Нью-Йорка Энрике Пеньялоса, который во время своей работы на посту мэра Боготы (Колумбия) в 1998-2001 годах провел успешную реформу транспортной системы. «Москва сейчас переживает фантастический прогресс, – заявил он. – И в этом плане ее  опыт совпадает с общемировым». Г-н Пеньялоса отметил, что одним из преимуществ жизни в современном городе является равенство: богатые и бедные должны встречаться в общественных пространствах городов на равных – в парках, транспорте и т.д., чувствуя себя одинаково комфортно.


В свою очередь, профессор урбанистики, заведующий кафедрой социологии, директор программ Urban Age и LSE Cities Лондонской школы экономики и политических наук (Великобритания) Ричард Бёрдетт рассказал об опыте Лондона. «Мы пришли к пониманию, что необходимо смириться с некоторыми социальными явлениями. К примеру, жителям не так уж важно, сколько времени они проводят в пути, важнее – что они делают в это время, - заметил британский эксперт. – В Лондоне уделяется огромное внимание развитию транспортной экосистемы. Мы максимально улучшили транспортное сообщение между районами, ограничивая передвижение частных легковых автомобилей в центре города (ввели плату за въезд). И конечно, мы использовали олимпийские игры как предлог, чтобы инвестировать в инфраструктуру города». 


Основатель и исполнительный директор организации Architecture for Humanity (Сан-Франциско, США) Кэмерон Синклер отметил, что последний раз был в Москве в 1986 году и сегодня увидел колоссальные изменения. «Однако сегодня мы мало говорим о людях, - повернул дискуссию в иное русло г-н Синклер. – Между тем, город состоит из людей, и фокус должен быть на них». Эксперт считает крайне важным предоставлять жителям периферийных районов возможность активно участвовать в жизни города.