Панельная дискуссия «Драйверы развития полицентричной модели города» Панельная дискуссия «Драйверы развития полицентричной модели города»

Москва, 16 октября 2015 г., Московский урбанистический форум 2015. В рамках Московского урбанистического форума 2015 состоялась панельная дискуссия «Драйверы развития полицентричной модели города» при участии заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина и под кураторством московской школы управления «Сколково». Модератором выступил декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков.

 

В рамках сессии на примерах крупнейших инфраструктурных проектов, реализующихся и планируемых к реализации в Москве в ближайшее время, были рассмотрены актуальные проблемы в области градостроительства и организации городской инфраструктуры. Участники дискуссии обсудили следующие темы:

градостроительные противоречия и интересы горожан;

  • соблюдение баланса между стратегическими задачами города и частными потребностями жителей;
  • риск возникновения новых центров дополнительной нагрузки на город;
  • новые форматы управления развитием крупных территорий через управляющие компании;
  • разработка идеальной функциональной программы для создания насыщенной городской среды нового типа и другие.

Среди стратегически важных проектов были обозначены: Модернизация Малого кольца Московской железной дороги, строительство транспортно-пересадочных узлов, реконструкция набережных и прилегающих территорий Москвы-реки.

 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин назвал главным драйвером полицентричной модели города комплексное развитие транспортной инфраструктуры, строительство транспортно-пересадочных узлов. «Развивая Новую Москву, осуществляя реновацию промышленных зон, обустраивая территории в акватории Москвы-реки, город создает новые точки роста и объекты притяжения горожан. Это позволяет перераспределить транспортные потоки и преодолеть накопившиеся за годы проблемы перегруженности центра и неравномерного развития, а также сформировать новую – полицентричную – структуру, сделать Москву городом, удобным для жизни и работы», – подчеркнул Марат Хуснуллин.

 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что важнейшей составляющей полицентричной модели города для Москвы должна стать река. Задача ближайших лет – развернуть Москву-реку лицом к городу, сделать ее активной частью городского развития и доступной для жителей. Проекты, которые реализуются сегодня в непосредственной близости от реки, сопряжены с множеством рисков, требуют значительных инвестиций и должны учитывать интересы и застройщиков, и города, и его жителей.

 

Как подчеркнул декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков, феномен полицентричности держится на очень многих слоях. Мультимодальная транспортная инфраструктура, строительство транспортно-пересадочных узлов повышают мобильность населения, приводят к образованию новых субцентров, уплотнению городской среды, созданию торговых и развлекательных объектов в пешей доступности.

 

Итоговые тезисы панельной дискуссии «Драйверы развития полицентричной модели города»:

  • Город, который разворачивается лицом к жителям, позволяет им оставаться в районе своего проживания, переносить экономическую активность из центра города на периферию.
  • Доступное жилье должно быть предусмотрено в реализации каждого девелоперского проекта. Развитие рынка арендного жилья позволяет людям легко менять место жительства и работы.
  • Транспортная инфраструктура формирует новые точки притяжения. Вылетные магистрали и метро – это не потенциальные, а уже действующие драйверы полицентричности.