Огромные металлические «тараканы» заполняют Москву Огромные металлические «тараканы» заполняют Москву

Москва - быстро развивающийся мегаполис, известный своим красивым центром, исторической архитектурой, монументальным искусством, приятными местами для прогулок и городскими парками. Но перегруженность автомобильного трафика и растущие границы города негативно влияют на ее живописный центр. Этот город словно кишит огромными металлическими «тараканами» - автомобилями. Они засоряют улицы и тротуары прекрасных московских кварталов, затрудняя прогулки по центру.
Одним из показателей удобства городов является мобильность его жителей и гостей. В пример можно привести транспортные системы Лондона, Парижа, Копенгагена и Нью-Йорка, успешно функционирующих за счет метро, автобусов, поездов, трамваев, выделенных дорожек для пешеходов и велосипедистов. Их горожанам предлагается полноценный набор опций для безопасного, надёжного и удобного транспорта.

Москва же отличается своей легендарной загруженностью, дискомфортной не только для её жителей, но и особенно для гостей столицы, не привыкших к такому положению дел. Средневековая системы Московских улиц ограничена в пропуске подобного трафика, в добавок ситуация усугубляется неразумной политикой организации дорожного движения. Сегодня пассажиры автобусов, трамваев, автомобилисты и пешеходы страдают от ежедневных пробок. По мнению большинства гостей столицы, это самая ощутимая проблема города.

Автомобильные заторы не ограничиваются пределами МКАД: периферия Москвы также не обладает должной инфраструктурой. В Московской области развивается строительство разрозненных,  удаленных друг от друга построек, до которых можно добраться только на машине. Дома расположены в одном районе, а шоппинг-центры – в другом. Дороги забиты, иногда на многие километры, а всё потому, что нет другого выбора передвижения по городу.
Москва заимствует у США два худших последствия роста городов: отсутствие должного внимания к исторической части города и бесконтрольный рост пригорода. Американцы любят свои машины, но совсем недавно для себя решили, что автомобили не могут быть решающей силой в новом развитии городов. Город будет страдать в том случае, если машины будут решающим элементом в принятии решений. Американцы нанесли урон немалому количеству центральных районов в угоду развития пригорода посредством неразумного использования земли и государственного финансирования. Один за другим под парковки и гаражи были приспособлены исторические районы. Соседствующие районы были разделены автомагистралями, распарывая полотно городов с единой целью - более быстрого и эффективного передвижения машин. Большая часть торговых точек сегодня сосредоточена в шоппинг-центрах, доступных только на личном автотранспорте.
На протяжении веков Москва росла по типу концентрических колец, исходящих из Кремля. С каждым новым поколением в растущую общую круговую схему добавлялись новые городские кварталы. В 20 веке эти новые кварталы были соединены метро и наземным транспортом. Большинство деревень и городов вокруг Москвы были построены вдоль железнодорожных линий, ведущих в центр города. До войны самым простым способом добраться до Москвы был поезд.  Дороги были примитивны и не комфортабельны.
Автомобиль меняет традиционный порядок роста Москвы: загромождает центра и способствует быстрому разрастанию районов в периферии города. Развитие Москвы не должно повторять ошибок США. Необходима двусторонняя стратегия: возрождение старой Москвы и обустройство новой.
Качество жилых кварталов и эстетическая ценность зданий Москвы заметно ухудшается по ходу удаления от центра города, становясь скучными и однообразными, даже пугающими. Массивные блоки жилья окружены бесформенным пространством, которому не хватает очевидных деталей для привлекательности районам. Важной задачей Москвы является реконструкция подобного массивного жилищного строительства и его модернизация посредством строительства нового удобного жилья для улучшения общего качества жизни его жителей. Каждый жилой участок требует индивидуального подхода, и возрождение города должно основываться на плановой стратегии активной вовлечённости горожан в нахождении решений для общего будущего. Задача непростая, но она была решена в Европейских городах со схожим типом жилья.
Возьмём, к примеру, развитие такого города, как Вашингтон. Границы этого города давно вышли за пределы исторической его части в прилегающие штаты Мэриленд и Вриджиния. Экономика Вашингтона, как и Москвы, требует новых мест работы и жилья в периферии города. Сегодня Вашингтон окружен скоплением городов, соединённых между собой постоянно расширяющейся системой дорог и транзита. Рабочие места больше не сосредоточены в центре, но распределены по региону близлежащих жилых кварталов, и в некоторых случаях интегрированы в многофункциональные центры. Такая форма роста была бы предпочтительна и полезна Москве. Историческая часть города ограничена планировкой и не вмещает большего количества людей. Москва страдает от дисбаланса, заставляющего её жителей совершать огромные поездки от дома до работы. Работа должна быть более равномерно распределена по округам Москвы, чтобы улучшить трафик и общий уровня жизни.
По мере расширения Москвы нужно избегать строительства скучных сооружений, доступных лишь при наличии автомобиля. Вместо этого строительство должно быть инициировано в районах планируемого транзита. Управляющим планированием и зонированием Москвы стоит обратить внимание на все средства передвижения, включая автобусы, трамваи, регулярные и скорые поезда. Они должны построить надежную сеть дорог и улиц по типу сетки или паутины для обеспечения удобного передвижения по городу. Москве нужно избегать увеличения числа многоблочных районов и фокусе на строительстве малых блоков для более простой и приятной навигации пешеходов. Московским властям необходимо поощрять развитие многофункциональных районов, совмещающих в себе дома и офисы, магазины, рестораны, школы, парки, зоны отдыха и другие услуги в пределах пешей доступности.
Дизайнеры-урбанисты признают важной мерой удобства больших городов возможность лёгкого передвижения по городу. Москва уже обладает всеми необходимыми элементами великолепного исторического города. Сегодняшней же задачей градостроителей является максимизация мобильности в городе, который будет расти ещё многие десятилетия.

Пол Остергард, участник Московского Урбанистического Форума, управляющий директор Ассоциации Дизайнеров-Урбанистов в Питтсбурге.

Полный текст: The Moscow Times

Фото: m.komarov