Общественные пространства как основа комфортной городской среды Общественные пространства как основа комфортной городской среды

Общественные пространства как фактор экономического роста городов, повышения качества жизни и обновления урбанистической среды в последнее десятилетие стали центром профессиональных дискуссий во всем мире. Москва не является исключением в плеяде городов-миллионников, для которых актуально создание общественных пространств. Участники панельной сессии Московского урбанистического форума «Общественное пространство как генератор обновлений» пытались понять, как появляются и создаются успешные общественные пространства, какими экономическими характеристиками они должны обладать и почему они являются своего рода «цементом», на основе которого формируются городские сообщества.

Спрос на комфортные и функциональные рекреационные места в городе возрастает с каждым годом, и согласно статистике, около 85% москвичей предпочитают проводить свой досуг в парках. Модератор панельной дискуссии – авторитетный российский архитектор, ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс, озадачил участников непростым вопросом: каким образом институты управления смогут решить задачу организации функциональных общественных пространств? «Общественное пространство – это не то место, где вы покупаете сладкую вату. Там жители чувствуют связь с городом и окружающими людьми.  Образно говоря, это Агора в древнегреческом полисе или рыночная площадь в Средневековой Европе», – пояснил руководитель центра социологических исследований Президентской академии РФ Виктор Вахштайн.

По статистике, более 60% жителей российской столицы не чувствуют себя москвичами, хотя 20% из них родились и выросли в этом городе. Более 73% жителей российского мегаполиса надеются покинуть его в ближайшем будущем. По мнению социолога, общественные пространства могут исправить эту печальную статистику и выступить как «генератор обновления», фактор изменения отношения к городу к лучшему.

Одним из примеров подобного обновления стал столичный Парк Горького. «Власти убедились, что общественное пространство как тема может быть востребована людьми на том же уровне, что и вопросы ЖКХ», – считает основатель бюро Wowhause Олег Шапиро. По его словам, в обозримом будущем также станет понятна, востребована ли пешеходная набережная вместо нынешней четырехполосной дороги на Крымской набережной.

Отличным подспорьем в развитии городских парков Москвы может стать государственно-частное партнерство, уверен директор ETM Associates LLC Тимоти Маршалл (США): «Когда ГЧП эффективно работает, получается отличная система. Яркий тому пример – Центральный парк в Нью-Йорке».

Опытом создания общественных пространств поделился с участниками сессии разработчик концепции Большого Парижа и глава бюро Antoine Grumbach et Associes Антуан Грумбах. «Мы проработали проект масштабного общественного пространства внутри парижской станции метро Опера, где в перспективе, помимо магазинов и кафе, планируется создать ледовый каток и подиум для дефиле», – рассказал французский эксперт.

Для нынешней Москвы столь амбициозные планы пока не актуальны, согласились участники дискуссии, однако столичным властям необходимо понять, каким образом в мегаполисе, который является для многих жителей «городом-офисом», создать комфортную среду.