Новая жизнь старого города. Разговор с куратором «Чего хочет Москва» Новая жизнь старого города. Разговор с куратором «Чего хочет Москва»

Ольга Полищук, шеф-редактор The Village, теперь не пишет о городской жизни, а «строит» ее сама. Она возглавила проект Института «Стрелка» и Московского урбанистического форума «Чего хочет Москва», призванного собрать идеи горожан о том, как улучшить город, а также проекты архитекторов и дизайнеров в ответ на эти пожелания.

 

Глобальная площадка решения городских проблем


«Чего хочет Москва» создан в первую очередь для москвичей, а также для дизайнеров и архитекторов, которые благодаря ресурсу получают информацию от жителей города, для которого работают, — рассказывает Ольга Полищук. — В обычной жизни никто не пойдет по квартирам с вопросом «Что бы вы хотели изменить в городе?». Мы же делаем ресурс, на котором горожане и профессионалы обмениваются информацией». Все проекты архитекторов и дизайнеров мы представим на Московском урбанистическом форуме в декабре. Это глобальная площадка для формирования повестки столицы и решения городских проблем. Делегаты форума, их 2 тыс. человек, — представители правительства Москвы, крупные девелоперы и инвесторы, а также известные эксперты в области городской среды — смогут оценить потенциал предложенных решений и понять, можно ли реализовать их в будущем.

 

От идеи до воплощения


Сбор заявок и идей идет до 20 сентября. После этого открывается раздел для дизайнеров и архитекторов, они доработают эти идеи до цельных концепций. Все идеи проанализируют, чтобы составить прогноз на будущее: статистика, категории с наиболее популярными предложениями, индекс активных районов Москвы, векторы развития общественных пожеланий. Подобное исследование под названием By the sity/For the sity проводил в 2011 году Institute for Design в Нью-Йорке. Они вывели пять трендов, таких как «Красота», «Доступность», «Вовлеченность», «Социальная справедливость», «Удовольствие». «На тренд можно ориентироваться, если вы развиваете малый бизнес, например, чтобы попасть в цель, или когда вы чиновник, составляющий программы развития города», — говорит Полищук.

 

Основные задачи и коллективный запрос


Ольга Полищук видит две основные задачи проекта: «Во-первых, понять, чего хочет Москва. Готовы ли граждане отвечать на позитивный запрос? Согласитесь, гораздо легче написать жалобу, чем предложить идею, как устранить проблему. Вторая цель — это определение трендов и обратная связь. Люди делятся своими идеями, формируют общественный запрос, которым впоследствии воспользуются архитекторы и дизайнеры».

Для профессионала это интересная и важная задача, считает Ольга Полищук: «Например, есть идеи общественной пасеки на ВДНХ, велодорожки вдоль железной дороги — наравне с набережными это может быть быстрой городской артерией! Некий Василий, рабочий ЗИЛа, оставил идею о превращении Даниловской набережной в филиал набережной берлинской реки Шпрее. На ее берегах множество пабов, бассейнов и даже мини-пляжей — там собирается разношерстная публика».

Москвичи явно хотят больше спорта. Судя по заявкам, очень востребованы беговые и велодорожки с дренажной системой. Хотят горожане развивать и небольшие парки в спальных районах, детские площадки и комьюнити-зоны.

Много предложений поступает по поводу обустройства рынков в Москве — жители города хотят покупать свежие и качественные продукты не по ценам супермаркетов. Примерно раз в день появляется идея в разных районах города о сливах дождевой воды. «Было бы здорово сделать что-то с дождевой водой, которая собирается в огромные лужи на мостовой и тротуарах». На Солянке, Шаболовке — там действительно потоп!» — комментирует Полищук.

Впрочем, на сайт приходят и более «креативные» предложения вроде установки на Тверской стометрового памятника Владимиру Путину. Подобные предложения будут отсекаться модераторами.

 

Обмен опытом


Сделать город лучше можно с помощью ряда порталов. При поддержке правительства Москвы с 2011 года работает портал «Наш город» (gorod.mos.ru), где москвичам помогают решить городские проблемы. По официальной статистике, которая приводится на сайте, за время своего существования он помог решить более 51 тыс. московских проблем от 30 тыс. граждан и рассмотрел более 68 тыс. объектов. Больше всего объектов, привлекших внимание москвичей в 2013 году, находится в Центральном округе (5626), а меньше всего — в Зеленограде (840). Кроме того, на сайте осуществляется «Народный контроль» — горожане сами следят за ходом строительных и реставрационных работ и сообщают о недоработках ремонтной бригады.

Также в Москве существует публичный портал «Дороги Москвы» (doroga.mos.ru) и «Дома Москвы» (dom.mos.ru). На первом жители города ежедневно могут оценить состояние дорожного полотна столицы — сколько уборочных машин вышло, как работают светофоры и освещение, где образовалась свежая яма в асфальте. Второй же портал отвечает за состояние домов Москвы: на нем можно узнать, какие субсидии получает дом от города, и почитать отчет управляющей организации.

Социальные сети тоже помогают москвичам, жаждущим улучшений в городе. В своей группе на Facebook столичный департамент культуры обсуждает музыкальное оформление на Ленинградском вокзале. Было составлено коллективное обращение к ОАО «Российские железные дороги» с прось­бой заменить песню Олега Газманова «Москва» на что-то более актуальное. Отметки «мне нравится» и перепосты обращения считаются в Интернете фактически голосами жителей на этом своеобразном «референдуме».

 

Aвтор: Ольга Алымова

Источник: РБК-daily

Фото: «Чего хочет Москва»