Государственно-частное партнерство: приоритет инноваций, а не инвестиций Государственно-частное партнерство: приоритет инноваций, а не инвестиций

Сотрудничество частного бизнеса и органов государственной власти при реализации крупных инфраструктурных проектов активно применяется в международной практике. Примеры успешного государственно-частного партнерства (ГЧП) в сферах ЖКХ, транспорта, социально-экономического развития обсуждались в рамках панельной сессии Московского урбанистического форума  «Роль государственно-частного партнерства в решении инфраструктурных проблем мегаполиса», подготовленной  при участии Городского агентства управления инвестициями и поддержке Франко-российской торгово-промышленной палаты.

Модератором дискуссии выступил партнер, руководитель отдела услуг в области проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ Ernst & Young Александр Ерофеев. По его мнению, ГЧП дает возможность использовать эффективность, дисциплину, ноу-хау, технологии частного бизнеса для развития общественной инфраструктуры. Москва хочет покупать качественные услуги, а не просто давать частному сектору возможность осваивать деньги.

Задача города – сделать социальную сферу привлекательной с точки зрения инвестиций, считает директор Московского агентства управления инвестициями Светлана Ганеева. Приоритетными секторами ГЧП для Москвы являются транспортная сфера, здравоохранение и образование. По мнению эксперта, государственно-частное партнерство должно создаваться, прежде всего, ради потребителя. Сотрудничество государства и бизнеса в области здравоохранения предоставит возможность максимально эффективно использовать высокотехнологическое оборудование, которое зачастую в госучреждениях не востребовано.

Гендиректор Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) Андрей Лихачев обратил внимание на важную проблему, с которой сталкивались инвесторы –присоединение строительных объектов к сетевой инфраструктуре. Эта процедура ранее занимала от 2 до 4 лет, однако после введения единого тарифа МОЭК готов сократить сроки до 18 месяцев, при этом город сможет субсидировать затраты инвесторов и управлять плотностью застройки. «Это новая зона инвестиций, под которую можно выпускать облигационные займы», – считает г-н Лихачев.

«Нельзя забывать о том, что ключевым потребителем является житель города», – напомнил первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Евгений Михайлов. По его мнению, участие частного бизнеса в транспортной сфере особенно важно: «Городу необходим частный партнер, который войдет в проект со своими технологиями, ноу-хау и справедливо разделит риски».

Председатель комитета по ГЧП франко-российской торгово-промышленной палаты Винсент Пирон поделился международным опытом в области транспортных ГЧП. По мнению г-на Пирона, который 40 лет работает в сфере государственно-частного партнерства, необходимо на всех стадиях проекта четко просчитывать его экономическую составляющую, уделить должное внимание тарифной политике и сокращению затрат.

С французским специалистом согласен директор ETM ASSOCIATES Тимоти Маршалл (США), который привел пример реконструкции Центрального парка в Нью-Йорке, который является общественным пространством и принадлежит государству, но активно привлекает частных инвесторов. «Когда частный сектор и госсектор работают вместе, это дает динамику. Госсектор должен быть готов вступать в партнерство, иначе ничего не получится», – заявил г-н Маршалл. Участники дискуссии пришли к общему мнению: для государственно-частного партнерства необязательно привлечение частного финансирования, но жизненно необходимо участие бизнеса в инновационном развитии и привнесении новых технологий.