Цель на перспективу Цель на перспективу

Панельные дискуссии, лекции и практические семинары первого дня работы Московского урбанистического форума «Мегаполис в масштабе человека» охватили широкий спектр проблем современной урбанистики, актуальных для мегаполисов мира: от механизмов стимуляции экономического роста до социокультурных аспектов жизни городов. Определены и первостепенные вызовы для Москвы: структурная трансформация социально-экономической сферы, развитие отраслей, определяющих будущее мировой экономики, формирование новых постиндустриальных моделей роста.

Второй Московский урбанистический форум собрал под крышей конгресс-центра «Манеж» более 1600 человек, из которых свыше 1230 делегатов, около 200 представителей прессы и 94 спикера. На обновления сообщества Moscow Urban Forum в Facebook подписались 1620 пользователей, 19,5 тысяч человек читали посты, и почти 2,5 тысячи – участвовали в обсуждениях.

Twitter-аккаунт Мосурбанфорума 4 декабря оставался в числе самых популярных тем в соцсети, а число хэштэгов #muf2012 и других упоминаний Форума приблизилось к 500.

Открывая Форум, мэр Москвы Сергей Собянин обозначил несколько ключевых задач, от решения которых зависит будущее российской столицы: формулирование принципов новой градостроительной политики в связи с расширением мегаполиса; создание полицентричного города с несколькими альтернативными кластерами приложения труда в Большой Москве; предотвращение транспортного коллапса за счет реконструкции дорог; увеличение инвестиций в развитие системы общественного транспорта.

По мнению главы столичного правительства эти и другие меры должны изменить облик крупнейшего города России – живого постиндустриального мегаполиса, который еще 20 лет назад был классическим советским центром.

«Большие города – не зло, это то, что двигает экономику страны. Даже если мы на них сердимся за то, что они забирают все соки страны, все людские и финансовые ресурсы. Но совершенно точно: там, где идет урбанизация -- там идет экономический прорыв. Это естественный процесс, который затормозить нельзя, – отметил мэр Москвы. – Главная задача – консолидация населения и власти, и мы выбрали правильные приоритеты».

Центральной темой пленарного заседания «Город и глобальная экономика: место человека» стала трансформация индустриальных городов в постиндустриальные современные мегаполисы, удобные для жизни и ведения бизнеса.

«Преобразование городской среды – ключевая задача для Москвы на данном этапе развития, поскольку урбанизация – это движущая сила экономического роста», – отметил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау.

Независимый советник по вопросам политики из Великобритании Саймон Анхольт посвятил свою лекцию в рамках Мосурбанфорума итогам исследования Индекс восприятия городов (The Anholt Index), в котором позиции Москвы пока еще далеки от лидирующих.

По мнению эксперта, Москва заслуживает лучшей репутации, но для этого недостаточно разговоров, нужны действия, важен вклад в мировую копилку.

Особый интерес участников Форума вызвала панельная сессия «Мастерплан – новая пространственная политика», посвященная развитию московской агломерации и формированию принципов новой градостроительной политики.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал о полицентричной концепции развития столицы, способах решения проблемы загруженности дорог, развитии системы общественного транспорта. «На новой территории Москвы мы планируем создавать, в первую очередь, рабочие места, а не жилье», – подчеркнул вице-мэр.

Британский архитектор и градостроитель Тим Стонор, в свою очередь, при утверждении концепции развития Большой Москвы призвал учесть не только мнение профессионалов (дизайнеров, строителей и т.д.), но и рядовых жителей города. Только в этом случае можно создать комфортную среду для проживания и работы.

Не менее важную роль в развитии мегаполисов играет сотрудничество государственных структур и бизнеса, это особенно актуально для решения инфраструктурных проблем. В ходе дискуссии «Роль государственно-частного партнерства в решении инфраструктурных проблем мегаполиса» председатель комитета по ГЧП франко-российской торгово-промышленной палаты Винсент Пирон призвал руководителей городов России привлекать из частного сектора не столько денежные инвестиции, сколько технологии и ноу-хау.
А экс-мэр Чикаго Ричард Майкл Дейли, выступая на сессии «Эффективная бюджетная политика мегаполиса», подчеркнул, что частные компании должны активно участвовать в развитии городской среды и инфраструктуры, поскольку они более гибки в принятии решений, чем госструктуры, и подобные совместные проекты положительно отразятся на доходных статьях городских бюджетов. Министр правительства Москвы Максим Решетников считает стратегически важной задачей для России формирование ответственности налогоплательщика.

В ходе обсуждения темы «Общественный транспорт: фокус на пользователя» авторитетные урбанисты – директор по спецпроектам международного управления Serco Plc Кульвир Сингх Рейнжер (Великобритания), президент Фонда окружающей городской среды Пьер Лаконт (Бельгия), директор лаборатории Mobile Experience Массачусетского технологического института (США) Федерико Казаленьо – поделились своим видением этой проблемы и опытом ее решения на примерах различных городов. Эксперты подтвердили, что Москва выбрала верные векторы улучшения городской мобильности: развитие системы общественного транспорта и интермодальной транспортной инфраструктуры, увеличение пропускной способности дорог и оптимизация уличного пространства.

Создание условий для преумножения и развития качественного человеческого ресурса – залог успеха мегаполиса в постиндустриальном обществе. Эта мысль была лейтмотивом дискуссии, развернувшейся в ходе сессии «Человеческий капитал и городская среда: социокультурный аспект». Одним из наиболее ярких моментов обсуждения стал разговор о природе элит и их роли в развитии мегаполисов и, шире, социума. Функциональное определение элиты предложил Гор Нахапетян, управляющий директор Sberbank CIB. С его точки зрения элита - это не те, кто критикует, а те, кто берет на себя ответственность.

«Москва сейчас в том состоянии, когда она может и создавать элиты, и притягивать их. Но речь идет, более того, о том, чтобы иметь возможности их удерживать»,- резюмировал итоги одного из самых бурных обсуждений дня заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

Завершился первый рабочий день Форума пленарным заседанием «Управление глобальным городом: опыт современных агломераций», где урбанисты и экономисты из России и других стран говорили об амбициях Москвы, ее экономическом и социокультурном потенциале и концепции развития агломерации.

Известный архитектор и партнер бюро ОМА Рейнир де Грааф (Нидерланды) высказал идею целесообразности дальнейшего объединения столицы с Московской областью, в результате чего возникнет супергород с 20-миллионным населением, а старший вице-президент Urban Design Association Пол Остергаард рекомендовал воспользоваться опытом США и активнее привлекать жителей к непосредственному формированию комфортной городской среды.

При таком колоссальном потенциале российской столицы у Москвы есть широкий выбор направлений развития, однако немаловажно принять во внимание опыт западных и восточных урбанистических центров и учесть собственные уникальные особенности и преимущества.