Дальний Восток завтра: инструментарий позитивных перемен.

Конференция прошла 28 октября 2014 года.

Место проведения: Отель Хёндэ, Семеновская, 29

Показать на карте

Регистрация

 

Манифест


Дальний Восток должен стать территорией интенсивного роста. Эти планы государства с предельной ясностью выразил Владимир Путин в послании Президента РФ Федеральному собранию в декабре 2013 года: «Подъем Сибири и Дальнего Востока — национальный приоритет на весь XXI век». Развитие региона и, в частности, города Владивостока и формирующейся вокруг него агломерации становится одним из ключевых элементов всего дальневосточного проекта.

 

Дальний Восток отличает уникальное географическое положение, мощнейшая сырьевая база, научно-технический и природный потенциал. При этом регион характеризуется недостаточной степенью освоенности, что особенно бросается в глаза при сопоставлении с быстрорастущим Китаем. Край имеет колоссальные ресурсы: отличается богатством флоры и фауны, значительными запасами пресной воды, древесины, полезных ископаемых. Но на территории, равной практически четверти площади России, проживает едва более шести миллионов человек. Сегодня государство взяло курс на развитие Дальнего Востока и поддерживает различные проекты, призванные сделать регион одним из драйверов социальной, экономической и культурной жизни страны.

 

Для развития самой удаленной от центра страны части России в 2012 году было создано Министерство развития Дальнего Востока — особое ведомство, призванное стимулировать развитие региона. Новая федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» содержит более 20 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью в 3,6 трлн рублей, из которых 536 млрд составят средства федерального бюджета. Среди крупнейших инициатив: строительство газопровода «Сила Сибири» и Восточного нефтехимического комплекса, модернизация и расширение БАМа и Транссиба, возведение Большого морского порта Зарубино.

 

Для развития Дальнего Востока правительство планирует применить новый инструмент: будет открыто порядка сорока территорий опережающего развития (ТОР), из них пять — в Приморье. В них за счет налогового стимулирования и регулирования деятельности планируется создать уникальные возможности для роста бизнеса. Территории опережающего развития вкупе с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) должны стать кластерами, драйверами преобразований на Дальнем Востоке.

 

Значимые международные события, обеспеченные финансированием из федерального центра, являются на сегодняшний день одним из главных инструментов развития территорий России. Дальний Восток не исключение. В случае столицы Приморского края таким мегапроектом стал саммит АТЭС 2012 года, на подготовку к которому государство потратило более 670 млрд рублей. В рамках проекта Владивосток получил новый аэропорт и мосты через проливы Босфор Восточный и Золотой Рог, новые очистные сооружения и дороги. На острове Русский был возведен кампус Дальневосточного федерального университета — в образовательной сфере России таких проектов не было более четверти века. Возведение нескольких десятков объектов дало мощный импульс экономики региона. За счет мегапроекта Владивостоку удалось значительно активизировать свое развитие.

 

Движение вперед не должно останавливаться. Остров Русский по-прежнему, находится в центре внимания федеральных властей. Правительством ему отводится роль локомотива всего региона. На острове в ближайшее время будет запущена первая в стране территория опережающего развития с беспрецедентными условиями для ведения бизнеса. Другая интересная инициатива — развитие острова Большой Уссурийский рядом с Хабаровском. Эта территория, поделенная между Россией и Китаем, призвана стать восточными воротами страны, образцом интенсивного международного сотрудничества в социальной, экономической, культурной, научно-образовательной сферах.

 

Необходимость ускоренного развития Дальнего Востока диктуется и усиливающейся конкуренцией между странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Один из факторов риска — высокие темпы роста экономики и урбанизации в Китае. Очевидно, что быстрое строительство городов в соседнем Китае заставляет проводить модернизацию Владивостока и других городов Приморья в сжатые сроки и на высоком уровне. Необходимо активное развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры с учетом лучшего российского и мирового опыта.

 

В условиях ускоренного роста крайне важными оказываются вопросы стратегического планирования. Необходимо максимально четко оценить уникальный природный, ландшафтный, туристический и экономический потенциал Владивостока и Приморья и сформировать целостное видение, учитывающее возможности и интересы различных игроков: государства, округа, края, самого Владивостока, предпринимателей, инвесторов, горожан, а также международных партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

При этом ставка исключительно на мегапроекты вряд ли принесет успех в долгосрочной перспективе. Мегапроекты должны сопровождаться массой точных конкретных проектов по трансформации Владивостока и других поселений региона в подлинно комфортные города. Среди приоритетных направлений можно выделить решение транспортного вопроса, ревитализацию промышленных территорий, создание современных общественных пространств, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Вряд ли успешное развитие проектов в этих областях возможно без ясной и всесторонне проработанной градостроительной политики, формирования новых отношений между властью и обществом, без задействования потенциала городских сообществ.

 

На пятой урбанистической конференции «Территории и города завтра: инструментарий позитивных перемен» будет рассмотрен широкий круг вопросов. Какова оптимальная траектория развития региона, а также Владивостока и его агломерации? Какие вызовы стоят сегодня перед регионом и городом и какими могут быть ответы на них? Как наиболее полно использовать социальный, культурный и туристический потенциал региона и Владивостока? Какие инструменты следует использовать для модернизации инфраструктуры и улучшения качества городской среды? На эти и другие вопросы ответы будут искать руководители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, представители бизнеса, ведущие российские и международные эксперты.

 

Расписание


9:00–10:00
Сбор гостей, регистрация участников конференции

10:00–11:30
Пленарная сессия: «Перспективы развития Дальнего Востока: стратегические вызовы и ответы»

11:30–12:00
Перерыв, кофе-брейк

12:00–13:30
«Зоны с особым статусом (ТОР, ОЭЗ, ЗТР) как инструменты регионального развития на Дальнем Востоке»

12:00–13:30
«Модернизация инфраструктуры: вызовы, новые модели и успешные кейсы»

13:30–14:00
Перерыв, кофе-брейк

14:00-15:30
«Жизнь после мегапроекта. Стратегия развития Владивостока и Приморского края после саммита АТЭС»

15:30 — 16:00
Завершение мероприятия

19:00-21:00
Публичная лекция - «Эстетика больших ступеней и искусство выживания»




Программа конференции

 

9089

Сбор гостей, регистрация участников конференции

9:00–10:00

Наверх страницы ↑



9090

Пленарное заседание №1:

Пленарная сессия: «Перспективы развития Дальнего Востока: стратегические вызовы и ответы»

Дальневосточный регион провозглашен одной из приоритетных зон развития страны. По словам Президента РФ Владимира Путина, развитие Дальнего Востока —это задача России на весь XXI век.

 

Дальний Восток обладает колоссальным потенциалом, и при этом характеризуется недостаточной степенью освоенности, что особенно бросается в глаза при сопоставлении с быстрорастущим Китаем. Край отличается богатством флоры и фауны, значительными ресурсами пресной воды, древесины, полезных ископаемых. Но на территории, равной практически четверти площади России, проживает едва более шести миллионов человек.

 

Государственная власть активно поддерживает различные проекты на Дальнем Востоке, призванные сделать регион одним из драйверов социальной, экономической и культурной жизни страны. В 2012 г. создано Министерство развития Дальнего Востока — особое ведомство, призванное стимулировать развитие самой удаленной от центра части России. Уже реализованы и запущены различные крупные проекты.

 

Во Владивостоке, в частности, прошел саммит АТЭС, преобразивший город и во многом изменивший акценты в его пространственной структуре. Остров Русский, ставший местом проведения саммита, продолжает развиваться. Разрабатывается концепция его дальнейшего освоения как рекреационного и научно-технического кластера. В центре внимания государства, местных властей и инвесторов также такие проекты, как газопровод «Сила Сибири», модернизация и расширение БАМа и Транссиба, формирование территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), вопросы переноса в регион штаб-квартир ряда госкорпораций, развитие Владивостокской и Хабаровской агломерации и пр. Дальний Восток ожидает очень интересное будущее.

 

Вопросы для дискуссии

  • Как сочетать федеральные и локальные интересы в регионе? Каковы должны быть критерии выбора основных векторов развития? Что насущно необходимо региону?
  • Какие территории способны стать драйверами развития Дальнего Востока? Какие проекты следует запускать в качестве пилотных? Как реализовать сложные проекты в условиях дефицита ресурсов? Каким образом организовывать партнерство государства и бизнеса?
  • Можно ли рассматривать регион как ключевую площадку сотрудничества России и стран Юго-Азиатского региона? Каковы должны быть принципы и основные направления данного сотрудничества? Существуют ли геополитические вызовы и угрозы для Дальнего Востока в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
  • Как активизировать культурную и социальную жизнь региона? Что следует сделать, чтобы Дальний Восток полноценно заявил о себе на культурной карте страны?
  • Насколько перспективны и реалистичны план по активному развитию в регионе туризма? Как раскрыть туристический потенциал Дальнего Востока? Что мешает этому?

Модератор

Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»

 

Мероприятие открывается приветственным словом и докладом Губернатора Приморского края, Владимира Миклушевского

 

Докладчики

  1. Елена Сиэрра, заместитель министра строительства и ЖКХ
  2. Светлана Утяшева, заместитель директора Департамента территориального и социально-экономического развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
  3. Владимир Миклушевский, Губернатор Приморского края
  4. Михаил Кузовлев, Президент — Председатель Правления ОАО «Банк Москвы»
  5. Леонид Бляхер, заведующий кафедры философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета

 

 

Участники дискуссии

  1. Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
  2. Григорий Ревзин, профессор Высшей школы урбанистики, партнер КБ «Стрелка»

 

Эксперты первого ряда

  1. Игорь Пушкарев, Глава города ВладивостокАлександр Соколов*, мэр города Хабаровска
  2. Олег Колядин, мэр города Находки
  3. Евгений Корж, исполняющий обязанности мэра Уссурийска
  4. Александр Абрамов, представитель МЦСЭИ «Леонтьевский центр» во Владивостоке (разработчик «Стратегии развития Владивостока до 2020 года»)
  5. Петр Бакланов, академик РАН, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН
  6. Нина Поличка, эксперт Общественной палаты Российской Федерации, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления
  7. Игорь Темиров, генеральный директор ООО «Темиров и партнеры»

 

10:00–11:30

Наверх страницы ↑



9091

Перерыв, кофе-брейк

%custom ViewOpisCity(,%info_u%)%
11:30–12:00

Наверх страницы ↑



9092

Круглый стол № 1:

«Зоны с особым статусом (ТОР, ОЭЗ, ЗТР) как инструменты регионального развития на Дальнем Востоке»

На Дальнем Востоке планируется открыть порядка сорока Территорий опережающего развития (ТОСЭР), из них пять в Приморье. В них за счет налогового стимулирования и регулирования деятельности планируется создать уникальные возможности для развития бизнеса. В крае работают также другие особые зоны — в частности, игорная, неподалеку от Артема.

 

Вопросы для дискуссии:

  • Чем ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития) отличаются от особых экономических зон и зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР)?
  • Как можно использовать лучший азиатский и мировой опыт развития свободных экономических зон? 
  • Какой может быть специализация ТОСЭР на острове Русский? Кто может быть инвесторами?

 

Модератор

Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»

 

Докладчики

  1. Николай Дубинин, директор Департамента экономики и стратегического развития Приморского края
  2. Акира Ивата, глава московского филиала «Исследовательского Института Номура»
  3. Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

 

Участники дискуссии

  1. Андрей Аксенов, директор АНО «Инвестиционное агентство Приморского края»
  2. Евгений Дубовик, генеральный директор ОАО «Корпорация развития Приморского края»
  3. Игорь Темиров, член Совета директоров компании "Ситроникс", инженер-конструктор

 

Эксперты 1-го ряда

  1. Василий Усольцев, Первый вице-губернатор Приморского края
  2. Владимир Цыбин*, временно исполняющий обязанности ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС)
  3. Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, разработчик концепции «Большого Владивостока» в 1991–1993 гг.
  4. Борис Ступницкий, президент Приморской ТПП
  5. Владимир Кузнецов, директор Школы региональных и международных исследований ДВФУ
  6. Леонид Бляхер, заведующий кафедры философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета

 

12:00–13:30

Наверх страницы ↑



9093

Круглый стол № 2:

«Модернизация инфраструктуры: вызовы, новые модели и успешные кейсы»

Инженерная инфраструктура российских городов достаточно изношена. Владивосток благодаря саммиту АТЭС находится в весьма выигрышном положении. Город получил несколько мостов, практически новый аэропорт, многочисленные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Был возведен кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Это создало серьезную базу для дальнейшего развития города и края.

 

Теперь на повестке дня новые задачи: решение транспортного вопроса, создание современных общественных пространств, ревитализация промышленных зон, дальнейшее совершенствование городской среды. Опыт решения этих вопросов в других городах России может быть весьма полезен для Владивостока.

 

Социальные объекты в России — школы и детские сады, больницы и библиотеки — почти двадцать лет не были в фокусе внимания властей и общества. Сегодня на развитие социальной инфраструктуры из бюджетов разных уровней тратится немало средств. Но нужны не только инвестиции в ремонт и строительство, но и новые подходы к созданию инфраструктуры. Необходимо осмыслить, какими должны быть школы и парки на нынешнем этапе развития городов, как можно формировать комфортную и дружелюбную среду жизни.

 

Вопросы для дискуссии

  • Какие инфраструктурные вопросы наиболее остры для Владивостока? Какова повестка дня города?
  • Каковы крупнейшие инфраструктурные проекты Владивостока и Приморского края в целом? 
  • Каковы успешные российские кейсы по модернизации инфраструктуры? В чем проблемы для их тиражирования? Как координировать городские инфраструктурные проекты и проекты коммерческие девелоперов?
  • Какие новые реалии надо учитывать при программировании современных объектов социального назначения? Какой могут выглядеть современные школы и больницы?

 

Модератор

Григорий Ревзин, профессор Высшей школы урбанистики, партнер КБ «Стрелка»

 

Докладчики 

  1. Ирина Булгакова, руководитель Дирекции по работе с муниципальными проектами ОАО «Банк Москвы»
  2. Розалия Тарновецкая, старший консультант КБ «Стрелка»
  3. Стэнли Лунг, заместитель директора и партнер бюро Turenscape (Китай)

 

Участники дискуссии 

  1. Леонид Вильчинский, заместитель главы администрации Владивостока, начальник управления дорог и благоустройства в администрации города Владивостока
  2. Владимир Смотриковский, директор ФГБУ «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству РААСН», профессор, кандидат архитектуры 
  3. Анатолий Мельник, советник главы Владивостока, член Союза архитекторов России
  4. Леонид Бляхер, заведующий кафедры философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета

Эксперты 1-го ряда 

  1. Александр Соколов*, мэр города Хабаровска
  2. Олег Колядин, мэр города Находки
  3. Евгений Корж, исполняющий обязанности мэра Уссурийска
  4. Евгений Мамаев, создатель движения Велосипедизация Владивостока


12:00–13:30

Наверх страницы ↑



9094

Перерыв, кофе-брейк

%custom ViewOpisCity(,%info_u%)%
13:30–14:00

Наверх страницы ↑



9095

Пленарное заседание №2:

«Жизнь после мегапроекта. Стратегия развития Владивостока и Приморского края после саммита АТЭС»

Во Владивостоке прошел саммит АТЭС. В основу стратегии города был положен этот мега проект, генплан подтверждал необходимость развития соответствующей инфраструктуры, отдельные программы и структура управления городом были нацелены на реализацию объектов, связанных с приемом саммита. Прошло уже два года после саммита, а город все еще достраивает запланированные к нему отдельные сооружения и начинает размышлять о новом использовании созданного. Если в Лондоне и Ванкувере заранее задумывались о пост-событийном использовании олимпийских объектов и сейчас они становятся частью городской ткани, то Владивосток, как и Сочи, это делает после. Сейчас перед городом стоит выбор: искать новых событий и федеральных денежных вливаний или же избрать новую стратегию развития. Этот выбор, в частности, должен быть сделан в рамках актуализации генерального плана Владивостока, тендер на который в конце 2013 г. выиграл РосНИИПИ Урбанистики (Санкт-Петербург).

 

Ориентация развития Владивостока, связанная со сферой туризма и гостеприимства, сегодня подвергается сомнению. Федеральные министерства пересматривают назначение экономической зоны «Остров Русский» с предусмотренного ранее рекреационного использования (концепцию готовил IRP) в сторону технико-внедренческого. Впрочем, первое возможно сочетать со вторым. На эту мысль наводят и живописный рельеф острова, и уже построенный океанариум. Пусть последний и не введен пока в эксплуатацию.

 

Вопросы для дискуссии

  • Как сочетать федеральные и локальные интересы? Каковы должны быть критерии выбора основных векторов развития? Как реализовать сложные проекты в условиях дефицита ресурсов?
  • Какими могут быть подходы к развитию острова Русский, Владивостока и Приморского края в целом после саммита АТЭС?
  • Каковы основные идеи концепции «Владивосток-2030»? 
  • Насколько перспективен и реалистичен план по превращению Владивостока в мощный туристический центр? Как раскрыть туристический потенциал Владивостока и региона? Что мешает развитию туристического кластера в Приморье?
  • Какова судьба проекта «Владивосток как транспортный хаб»?

 

Модератор

Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»

 

Докладчики

  1. Игорь Пушкарев, Глава администрации города Владивосток
  2. Александр Абрамов, представитель МЦСЭИ «Леонтьевский центр» во Владивостоке (разработчик «Стратегии развития Владивостока до 2020 года»)
  3. Майкл Геллер, архитектор, планировщик, специалист в области устойчивого развития территорий (Канада). ТЕЛЕМОСТ
  4. Григорий Ревзин, профессор Высшей школы урбанистики, партнер КБ «Стрелка»

 

Участники дискуссии

  1. Ксения Мокрушина, руководитель проектов, Центр городских исследований Сколково
  2. Сергей Иванец, ректор Дальневосточного федерального университа
  3. Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развитияАнатолий Мельник, советник главы Владивостока, член Союза архитекторов России
  4. Анатолий Мельник, советник главы Владивостока, член Союза архитекторов России
  5. Игорь Темиров, генеральный директор ООО «Темиров и партнеры»

 

Эксперты 1-го ряда 

  1. Алексей Литвинов, Первый заместитель главы администрации города Владивостока
  2. Алла Шестерикова, начальник управления градостроительства и архитектуры Владивостока
  3. Валентин Аникеев, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры
  4. Валерий Моор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, член-корреспондент РААСН, профессор
  5. Павел Шугуров, художник, до июля 2014 г. начальник отдела дизайна городской среды, архитектуры и застройки территорий
  6. Александр Щеряков, руководитель молодежного движения «Патриот Приморья»
  7. Маргарита Цыганова, организатор фестиваля «Дни архитектуры» в городе Владивосток
  8. Валерия Лаптева, руководитель мастерской АМЛ
14:00-15:30

Наверх страницы ↑



9096

Открытая лекция:

Завершение мероприятия

15:30 — 16:00

Наверх страницы ↑



9370

Открытая лекция:

Публичная лекция - «Эстетика больших ступеней и искусство выживания»

Докладчик: Стэнли Лунг, партнер бюро Turenscape (Китай)

 

Адрес: ЦСИ «Заря», Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, 155к2

 

Регистрация на лекцию не требуется.

19:00-21:00 ЦСИ «Заря», Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, 155к2

Наверх страницы ↑



 

Информационный партнер конференции